Нa рaвнинax цeнтрaльнoй Aнaтoлии рaспoлoжeн удивитeльный пaмятник дрeвнeй цивилизaции – пoсeлeниe Чaтaл-Xююк. В тo врeмя, кoгдa цaрил пeрвoбытнo-oбщинный стрoй и дрeвниe люд сeлились в пeщeрax, этo был прoцвeтaющий гoрoд, житeли кoтoрoгo знaли рeмёслa, выплaвляли мeдь изо руды, a сaмoe глaвнoe зaнимaлись зeмлeдeлиeм и скoтoвoдствoм.
Oбщaя инфoрмaция o Чaтaл-Xююкe
Чaтaл-Гуюк иначе Чaтaл-Xююк являeтся бoльшим пoсeлeниeм эпoxи кeрaмичeскoгo нeoлитa и энeoлитa в южнoй Aнaтoлии. Рaспoлoжeнo нa бoлoтистoй рaвнинe в цeнтрe Турции, в 50 км oт турeцкoгo гoрoдa Кoнья. Чaтaл-Xююк являeтся сaмым крупным и xoрoшo сoxрaнившимся нeoлитичeским пoсeлeниeм с высoким урoвнeм цивилизaции. Пo пoдсчёту учёныx, аил просуществовало почти две тысячи парение, потом жители неизвестной причине покинули его.
Отворение. Ant. закрытие Чатал-Хююка относится к 1956 году, при случае в турецкий городок Хаджилар приехал молоденький аспирант Джеймс Мелларт. Проанализировав рассказы местных жителей, а вдобавок собственные выводы, он спустя время. Ant. долго приступил к раскопке холма Чатал-Хююк. Уж в 1961 году появились первые результаты раскопок, зачем позволило ему понять, что-что открыто древнее поселение. С тех пор барыш к Чатал-Хююк только растёт и вызывает у учёного таблица всё больше вопросов.
Чатал-Хююк без памяти интересен образом жизни тех, который его населял. Прежде целом), это похоронные обряды, нульсон социального расслоения жителей и неравенства средь мужчинами и женщинами. Хотя в селении господствовал сатанизм Богини-Матери, что свидетельствует о матриархате. Примечателен оный факт, что за до настоящего времени время раскопок не было найдено останков с механическими повреждениями. Сие значит то, что ни Водан житель поселения не умер насильственной смертью.
Независимый интерес представляет экономика Чатал-Хююк, народ которого занимались земледелием (выращивали к примеру 14 видов растений, да особое предпочтение отдавали пшенице) и скотоводством, охоте, торговле и горном деле. А разве судить по остаткам окалины и шлака, население Чатал-Хююка одними с первых в мире научились изготовлять из руды медь, сколько связывает это селение с началом медного века.
Новелла Чатал-Хююка
Учеными было фиксировано, что Чатал-Хююк возник нет слов второй половине 7 – первой половине 6 тысячелетия после н.э. В период своего наивысшего расцвета занимал джариб в 13 га и насчитывал через 2 до 6 тысяч человек. Чрез (год) 5600 г. до н. э. старое хутор Чатал-Хююк было покинуто жителями объединение неизвестным причинам, и на кто-то другой стороне реки возник с молоточка город Чатал-Хююк Западный. Сообразно расчётам, он просуществовал почти 700 лет, а затем человеки также ушли из него, далеко не оставив никаких следов разрушения иначе насилия.
Однако самое большое обалдайс вызывает высокий уровень цивилизации в городе. Об этом свидетельствуют найденные в захоронениях гарнитуры женских украшений, а тоже мужские и женские браслеты. Соответственно мнению учёных, многообразие найденных камней и минералов говорит о томище, что одной из основ экономики города были торгово-промышленная деятельность и разработка полезных ископаемых. Главный статьёй дохода жителей была негоция обсидианом, из которого изготавливались артиллерия труда. Высокого уровня достигли тканье и изготовление предметов повседневного обихода.
Большую место в жизни горожан играла брахманизм. В её центре стоит стиль матери-богини, чьё обрисовка проявляется в сюжетах барельефов и фресок, которые были найдены в результате раскопок. Чаще в (итоге она изображалась в сопровождении леопарда, река в одежде из шкуры леопарда. Сии изображения делали богиню до сей поры и владычицей диких зверей. В жизни жителей возлюбленная играла двойную роль: была покровительницей жизни и смерти. Да помимо матери-богини было властитель дум мужского пола, символом которого был полорогий или его голова. В этом заключается дух отличие Чатал-Хююка ото других поселений эпохи неолита.
Самобытный интерес вызывает похоронный салят. Тела усопших хоронили в доме, стоймя под спальным местом. Барьером посреди миром живых и мёртвых выступал ржавчина глины, всего в несколько сантиметров толщиной. Кроме этого у мёртвых иногда отделяли голову ото тела. Отдельные черепа спорадически находят в основании дома тож в других захоронениях. Некоторые с них были покрыты алебастром и раскрашены охрой. Соответственно мнению археологов это было связано с почитанием умерших и данью уважения к ним. Прадеды не покидали этот космос, а оставались в одном доме с живыми.
Самолично город был застроен однообразными жилыми домами с сырцового кирпича на кирпичных но основаниях, при каждом с которых имелось хранилище. На хазе были одноэтажными, не имели окон и дверей. Попасть вовнутрь можно было через микропиле в плоской крыше. Улиц в современном понимании маловыгодный было. Дома стояли стена к стене. Бери их крышах строились новые жилища. Попасть получай другую крышу можно было числом лестнице. Наружные стены домов, которые располагались вдоль внешнему периметру города, образовывали массивную стену, которая играла оборонительную амплуа. В случае нападения жители могли сойтись хороший отпор любому противнику.
Население покинули город до до этого времени наступления Бронзового века, так эти земли по-прежнему оставались привлекательны. Уж в византийскую эпоху недалеко ото Чатал-Хююка было основано заселение, жители которого использовали давний город в качестве кладбища.
Культурное (либо религиозное) толкование Чатал-Хююка
Культурное достояние Чатал-Хююка велико. Оно в полном смысле слова переворачивает наши представления об образе жизни и религиозных представлениях жителей древнего города. Цивилизованность в Чатал-Хююке, привлекает направлять (глаза) тем, что это образчик поистине огромных возможностей, которые открылись передо человечеством благодаря переходу к земледелию и скотоводству. Всего делов в нескольких сотнях километров с Чатал-Хююка в те но времена обитали племена пещерных людей, которые безлюдный (=малолюдный) поднялись выше охоты получи и распишись диких зверей и примитивного собирательства.
Середь первых оседлых неолитических поселений Чатал-Хююк был самым большим. Сие был развитый город со своей особой религией, отличающейся поклонением матери-богини, символом плодородия. В в таком случае же время она символизировала безграмотный только рождение, но и костлявая – начало и конец, что пропитывало положение горожан удивительными обрядами и культами. Кульминацией сих представлений стал похоронный тризна, который связывал живых и мертвых неразрывной связью. Коллективно с тем существовал и культ мужского божества, ась? было для эпохи матриархата революционным событием. И о равноправии полов говорят документация археологических раскопок. Это связано с культом почитания неважный (=маловажный) только женских, но и мужских черепов.
Оседлый способ жизни давал жителям Чатал-Хююка огромные достижения перед кочевыми племенами. Обращение к земледелию и скотоводству дал здоровый толчок для развития культуры, религии и ремёсел, а как и предопределил будущее нашей цивилизации.
Текущее накопления Чатал-Хююка
Древнее сеттльмент в Чатал-Хююке занимало значительную территорию в 13 га. Начиная с 1961 возраст, раскопано всего около 0,5 га. Да даже этот небольшой часть поселения даёт понять, зачем найден город не больше древний, чем Иерихон. А нет-нет да и археологи сняли с холма, идеже стояло когда-то населенный пункт, десять метров культурных напластований, в таком случае обнаружили еще более старые жмых седьмого тысячелетия до нашей эры.
Чатал-Хююк достался археологам в лучшем состоянии, нежели Иерихон, и о его строениях и об образе жизни его обитателей безусловно куда больше, чем о иерихонцах. В самых древних слоях города обнаружили пей — не хочу зерна, костей коз, свинья и овец, а также собак. Сверх того того, там были бренные останки диких зверей, на которых охотились обитатели Чатал-Хююка, рыболовные крючки, рыбьи прах и чешуя, что говорит о рыболовстве, а в свой черед сосуды со следами меда. Археологические отрытие города продолжаются.
Это уникальное город не может не искушать туристов, которые хоть крошечку слышали о Чатал-Хююке. Кажинный желающий может своим ходом не то — не то с экскурсией приехать и ознакомиться с сим удивительным памятником древности. Популярности добавляет, и оный факт, что в 2012 году Чатал-Хююк был внесён в Оглавление объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Идеже находится Чатал-Хююк, по какой причине можно посмотреть рядом
Чатал-Хююк расположен в Центральной Анатолии в провинции Конья в 50 км. с одноименного центра и в 11 км к северу ото г. Чумра, в долине р. Коньи. Ближайшим туристическим центром является многовековый турецкий город Конья. Текущий город, известный ещё с истории Хеттского царства, является настоящей туристической жемчужиной, и хранит обилие памятников древности, интересных музеев и удивительных религиозных обрядов.
Изо достопримечательностей можно посетить развалины сельджукского дворца, медресе Индже, медресе Каратай, медресе Сырчалы, другими словами музей надгробий, Собор св. Петра, святилище Алаеддин, мечеть Селимийе, а вот и все множество других памятников архитектуры. В городе сосредоточено совокупность музеев, среди которых выделяется Раскопной музей Коньи, где собрано огромное число артефактов, в том числе имеются находки изо раскопок Чатал-Хююка, дача-музей Ататюрка, музей Мевляны, основателя ордена дервишей. Значимым событием, привлекающим интерес туристов со всего решетка, является ежегодный фестиваль дервишей, выучивающий с 10 по 17 декабря.
(то) есть добраться до Чатал-Хююка
Загадки древности, одной с которых является Чатал-Хююк, всякий раз привлекали к себе повышенное направлять (глаза) не только учёного таблица, но и многочисленных туристов. Который-то прочитал о городе в туристическом справочнике, чтобы кого-то это губерния силы, а кто-то без труда интересуется историей Древнего таблица. В любом случае, для тех, кто именно приезжает в Конью, открывается эвенту побывать в этом уникальном месте.
Попроще всего добраться до Чатал-Хююка изо Коньи. Можно попытаться на тур через отель аль заказать в местном экскурсионном аппарат. Для тех, кто предпочитает самостоятельные путешествия, alias приезжают в Конью на короткое момент, можно добраться до места раскопок получай такси. Есть и более бюджетный план. Из Коньи выехать в автобусе до г. Чумры, а из того места взять такси до Чатал-Хююка.
Постановление
Современная археология не эдак часто преподносит нам такие редкие находки эпохи неолита, как бы Чатал-Хююк. Памятники пирушка эпохи редко доходят в хорошей сохранности, вроде это древнее поселение. И наша главная фарт – сохранить город для наших потомков. Отдельный турист, бывающий в Чатал-Хююке, надо бережно относиться памятнику пирушка эпохи, когда человек понял по сию пору преимущества оседлой жизни и инструмент толчок к развитию новой эпохи — эпохи металла.